Безбумажное будущее - это уже реальность

b_600_290_16777215_00_images_images_2022_23_23-2022_8.jpgВ настоящий момент госкорпорация «Правительство для граждан» оказывает 95,9% всех госуслуг по четырем основным направлениям – обслуживание населения, социальное обеспечение, земельный кадастр, недвижимость и юридические лица. 80% трафика людей в ЦОНах приходится на 10 госуслуг. Наиболее востребованными из них являются получение ЭЦП, регистрация транспорта и оформление удостоверений и паспортов. При этом в госкорпорации «Правительство для граждан» говорят: скоро мы вообще откажемся от бумажной формы оказания госуслуг. Реально ли это и какие шаги предпринимаются для достижения этой цели, рассказал руководитель районного ЦОНа Мурат Ниязов.


- Мурат Илюбаевич, в стране активно заработала программа льготного автокредитования, в связи с чем потребность в услугах ЦОНов и Спеццонов неминуемо возрастет. Расскажите, какие механизмы предлагает Госкорпорация для будущих и настоящих автовладельцев?
- Для оптимизации процессов в 2021 году госкорпорация запустила сервис по регистрации и перерегистрации транспорта с помощью банковских приложений. Теперь клиентам не нужно обращаться для получения данной услуги в СпецЦОН или районный спецсектор (их, кстати, в Костанайской области 9), это можно сделать онлайн. По итогам года сервисом казахстанцы воспользовались 626 тысяч раз, а за первый квартал 2022 года количество достигло уже 244 тысяч!
Также госкорпорация внедряет инновации в деятельность СпецЦОНов. С 2021 года на 14 автодромах в 11 городах Казахстана установлена новая GPS-система для сдачи практического экзамена. При сдаче теории используется специальная биометрическая система для идентификации экзаменуемого. Использование данных технологий снижает коррупционные риски. С момента введения биометрии в СпецЦОНах количество лиц, получивших водительские права, снизилось в среднем на 58% по Казахстану. Установку такого оборудования ждут и в костанайском СпецЦОНе. Говорят, нововведение скоро.
- Государственные услуги сегодня ориентированы на мобильность, как обстоят дела в этом направлении?
- Несомненно, приложение «ЦОН», запущенное в 2021 году, помогло сделать еще один шаг к мобильности. Через это приложение можно получать госуслуги по видеозвонку от оператора ЦОНа. При этом не нужно при себе иметь ЭЦП. Пока в приложении доступны 13 услуг, до конца года планируется добавить еще 24. Согласно республиканской статистике, приложение скачали 32 490 раз, операторам поступило 36 915 звонков, гражданам оказано 13 647 госуслуг. Есть среди них и жители нашего района.
Что еще, я считаю, крайне важно для услугополучателей, так это то, что для борьбы с очередями в 2021 году госкорпорацией совместно с банками второго уровня внедрена оплата госпошлин с помощью QR-кода. Если раньше клиенты, оплачивая госпошлины в кассах, отдавали еще и комиссию в размере 300 тенге, благодаря QR казахстанцам удалось сэкономить 300 миллионов тенге. Здесь я не говорю о сэкономленном времени! Наши услугополучатели, не отходя от сотрудников ЦОНов, сразу через код оплачивают пошлину, а не идут в кассу.
- Плюсы этой мобильности действительно так ощутимы?
- Давайте подсчитаем… В 2021 году Госкорпорация оказала 24 тысячи госуслуг по юридическим лицам полностью в автоматическом режиме, без участия человека. Две услуги из шести – регистрация юрлиц, учетная регистрация их филиалов и представительств для субъектов частного предпринимательства, а также уведомительный порядок изменения руководителя юридического лица в автоматическом режиме полностью автоматизированы.
Что касается социального блока Госкорпорации, который осуществляет 44 вида социальных выплат, то и там работа проводится масштабная. По республике это 3,6 миллиона получателей пенсий и пособий.
Радует, что в прошлом году введен экстерриториальный принцип - оформить пособия можно вне зависимости от места прописки по 17 социальным госуслугам из 20-ти. Совместно с Kaspi и HalyqHomebank реализована возможность оформления пособий по рождению ребенка через банковские приложения. Также 13 госуслуг назначаются в проактивном режиме, по принципу «государство – гражданам». Для оформления значимых пособий людям не нужно идти в ЦОН и собирать справки, достаточно дать свое согласие через SMS.
- Кстати, говоря о цифровизации, нельзя не уточнить о документировании граждан. Ведь это – одна из самых популярных услуг...
- В ЦОНе заявки на получение удостоверений и паспортов принимают сотрудники миграционной полиции. Процедура выглядит так: помимо обращения к сотрудникам миграции, клиент также должен оплатить госпошлину, сделать фото у другого работника. Весь процесс занимает 15-20 минут. Иногда, в силу каких-то обстоятельств, может быть немного дольше. Конечно, многих это не устраивает, но Госкорпорация над этим тоже работает. К примеру, в рамках пилотного проекта в ближайшее время в ЦОНах Нур-Султана установят 15 терминалов для документирования. Клиент сможет самостоятельно заполнить все данные, что сократит процесс оформления до 10 минут. Терминал проводит биометрическую идентификацию, делает нужное фото, принимает оплату через QR-код. Когда документ будет готов, его нужно будет забрать в ЦОНе.
Согласитесь, заманчивая перспектива? При успешном внедрении в столице, проект будут запускать во всех регионах, не станет исключением и наш районный ЦОН. Перед Госкорпорацией сейчас поставлена цель на ближайшее будущее – полное безбумажное оказание госуслуг в ЦОНах с ориентацией на самообслуживание.
- Спасибо за интервью.


Яндекс.Метрика
Курс валют в Казахстане