- Подробности
-
Категория: Главное
-
Создано 01.04.2021 06:13
-
Автор: Александр Корякин
-
Просмотров: 22847
Касым-Жомарт Токаев уделил особое внимание развитию государственного языка в своем недавнем обращении к Правительству и народу страны. Актуально этот вопрос стоит на повестке дня особенно в преддверии 30-летия Независимости Казахстана. Параллельно со становлением самой страны, с ростом ее экономического потенциала шло и развитие казахского языка, как государственного языка республики.
МОН РК анонсировало, что прием детей в 1 класс в текущем году начнется уже с 1 апреля. Это дает возможность родителям определиться с учебным заведением, подготовиться к школе заблаговременно. Также и сама школа укомплектуется заранее, подготовится к приему учеников. Учебники и другие организационные вопросы найдут свое решение до старта нового учебного года.
В нашем районе в 2012 году было сдано в эксплуатацию новое современное здание для обучения детей на государственном языке. Аслан Мадибаев, директор школы, согласился рассказать, готова ли школа к приему детей, а также поделился, что необходимо для этого, какие условия обучения предлагает в настоящее время пока еще единственная в районе школа с государственным языком обучения.
А. МАДИБАЕВ, директор СШ им. С. Ергалиева:
Действительно, в этом году прием детей в 1 класс начнется заблаговременно до начала учебного года, но для начала хотелось бы немного вернуться назад к истории становления и формирования самой школы. Так, с 1997 года классы с казахским языком обучения были созданы при СШ им. Б. Майлина, с 2001-2002 учебного года школа начала свое самостоятельное развитие, как отдельное государственное учреждение. И до сентября 2012 года она располагалась в приспособленном здании, в котором, к сожалению, отсутствовали все необходимые условия. С 2002 года по 2020 годы школа выпустила 19 выпусков или 173 выпускника.
В настоящее время в школе, благодаря новому зданию, созданы все необходимые условия, материально-техническое оснащение соответствует требованиям. Это 3 кабинета новой модификации: физики, химии и биологии; все основные предметы учебного плана обеспечены интерактивным оборудованием; функционирует специализированный кабинет информатики, подключенный к широкополосному интернету, учебно-производственные мастерские по обработке дерева, металла и ткани, спортивный и актовый залы и др.
Естественно, какие бы не были созданы замечательные условия в школе, не будет никакого результата и качества без квалифицированных кадров. Простая истина «кадры решают все» сохраняет актуальность и в нынешнее время, время мировой цифровизации и информатизации. Как было отмечено руководителем областного управления образования З.А.Байменовой на заседании коллегии 11 февраля т.г. – за последние 20 лет в области было построено 20 школ, из них 15 с государственным языком обучения. И, конечно, актуально стоит вопрос о наборе качественного кадрового состава. На сегодняшний день в школе работают 24 педагога, из которых 22 с высшим профессиональным образованием, 2 педагога в 2021 и 2022 годах завершат обучение в педагогическом университете. 63% педагогов имеют высшую и первую, также категории «педагог-исследователь», «педагог-эксперт». Из 24 педагогов не имеют категории только 2 со стажем до 5 лет. 9 педагогов являются авторами методических разработок. Все педагоги прошли курсы по повышению квалификации.
И, конечно, самое главное - это результативность работы самой школы: показатели качества знаний обучающихся, результаты ЕНТ и поступления выпускников.
Наша школа 4 раза в районе по итогам работы была признана «Лучшей организацией образования». В 2018 году ученица школы Эльенора Абдрахманова получила золотую медаль в Республиканской олимпиаде школьников по казахскому языку и литературе, была признана лучшей в единственной номинации олимпиады - «Ең үздік ауыл оқушысы».
По итогам ЕНТ школа показывает стабильно высокие результаты, находится в тройке лидеров по показателю среднего балла и 5 раз была «Лучшей школой по итогам ЕНТ». Так, в 2019-2020 учебном году из 11 выпускников в ЕНТ приняли участие 7 учащихся, средний бал – 85,6. Это 1-е место в районе. Из семи выпускников шестеро поступили в ВУЗы РК по общеобразовательным грантам. 26 учащихся школы поступили и обучаются в инновационных школах области: 16 - в Школе-интернате для одаренных детей имени И.Алтынсарина, 5 - в Назарбаев интеллектуальной школе, и 5 - в лицее для одаренных детей «Білім-Инновация» (Казахско-турецкий лицей).
Конечно, вот так в рамках газеты почти невозможно рассказать обо всех итогах работы, поэтому до 1 апреля т.г. готовится большой материал о работе школы и ее результатах, который мы разместим и распространим в социальных сетях, а также на сайте школы.
Все условия в нашем учебном заведении созданы, кадровый потенциал стабильный, квалифицированный, но так как школа у нас с государственным языком обучения, к сожалению, есть проблема - не все желающие могут обучаться на казахском языке. Еще в 2012 году в областной газете «Костанайские новости» вышла статья «Каждый ребенок должен знать «сау бол» и «пока», и повторюсь, поскольку сама ситуация и условия не изменились за почти десять лет, мало родиться казахом, чтобы учиться в казахской школе... Костанайская область - это северный регион республики, и наш район тоже. Все это накладывает большой отпечаток и, как следствие, выражается в небольшом наборе контингента обучающихся. Также есть и будут переходы с казахского на русский язык обучения, причем, причины различные. К примеру, за 2018-2020 годы 11 учащихся школы сменили язык обучения, анализ причин, в том числе, которые указывают сами родители, показал следующее:
- 6 учеников начального и среднего уровня обучения указывают как причину перехода - языковой барьер и усложнение программы, и как следствие возникающими от этого трудностями в усвоении учебного материала;
- 4 учащихся указывают как причину - трудности в подвозе в школу, в частности, родители начальных классов;
- и только один учащийся указывает причину - несогласие с оцениванием ребенка. Данный вопрос был изучен, и факты занижения либо необоснованного оценивания не были выявлены.
Анализ успеваемости данных 11 детей четко показал, у всех детей произошел рост средней оценки. Это говорит о том, что они получили в нашей школе необходимый фундамент, усвоили «азы», а мы привили им необходимые навыки для успешного обучения, такие как, прежде всего, дисциплинированность в обучении, в выполнении работы в классе и домашней работы. Это по моему мнению является основой основ.
Яркий пример, что, даже не являясь представителем коренной национальности, можно усвоить и изучить язык, говорить на нем свободно – это, конечно, наш выпускник Владислав Вакуленко, который в 2018 году закончил на «хорошо» и «отлично» 9 классов и поступил в Костанайский педагогический колледж. В настоящее время он успешно обучается на 3-курсе казахского отделения по специальности учитель английского языка начального образования, а сейчас проходит практику в своей родной школе.
Поэтому когда родители говорят: «вот я сама/сам не могу говорить на казахском, как же потом помогать ребенку делать домашние задания?» и тд., на данные утверждения могут четко ответить: каждый родитель максимум помогает с домашними заданиями в период обучения в КПП, 1-2 классах, а далее ребенок уже самостоятельно занимается. Если первые 3-4 года задания посильны всем при желании без исключения, то в более старших классах, что на казахском, что на русском языке, ни один родитель, конечно если он сам не педагог данного предмета, сейчас не может помочь в решении задании по математике, физике, химии и биологии. Тут все зависит от самого ученика, от его способности, упорства в работе над собой. И главная задача педагога - поддержать его в процессе обучения! Понимая важность данной поддержки, в школе организованы дополнительные занятия, педагоги осознают важность и роль данной работы.
Я, как директор школы, который работает в данной должности уже 15 лет, могу с уверенностью сказать, что дети в нашем районе и в нашей школе все без исключения свободно могут говорить на русском языке, поскольку общая среда такая. Но обучаясь на казахском языке и осваивая его на уровне свободного владения, дети в дальнейшем не испытывают трудности при работе, при поступлении в ВУЗы южных регионов страны, где преобладает казахский язык. Очень много встречаю выпускников, которые сейчас работают в различных особенно в госструктурах. Они подтверждают, что за последние годы значительно увеличился документооборот на казахском языке. Работники, которые не владеют хотя бы на элементарном уровне казахским языком, сталкиваются с трудностями перевода и понятия документа...
Мое мнение, что 30 лет страны в условиях Независимости - это малая доля в историческом масштабе, для того, чтобы большая часть населения, в особенности северных регионов страны, владела свободно казахским языком, могла на нем свободно изъясняться. Очевидно, что актуальность изучения языка растет из года в год, и не особо важно в школе его изучить, в центрах обучения, самостоятельно. Знать и стремиться его изучить необходимо каждому, кто проживает в стране для своего личного успешного развития.